Jump to content
РЕЛОАДИНГ.РФ
Sign in to follow this  
НСК-И

Про спортинг от С.С Плановского

Recommended Posts


Описание действий стрелка в упражнении Спортинг
Введение
Когнитивные психологи доказали: Если человек, не может визуально, и на уровне мышечных действий представить себе свои предстоящие действия, то у него будут получаться от раза к разу разные действия, сколько бы он раз это действие не повторял.
Проще говоря, если ты не представляешь, что сейчас будет, то получится, то, что получится, а не то, что хочется. Не будет главного - стабильного повторения запланированных и ожидаемых действий.
Перед голосовой командой, необходимо в деталях представлять себе и полет мишени и свои действия по отношению к мишени и визуально представлять, как стволы ружья будут позиционироваться относительно конкретной мишени и главное представлять при помощи чего это должно произойти. Речь идет о действии зрения и мышц. Твоих зрения и мышц!!!!
Термины
ЦЗ (центральное зрение - его величина 0,02 мм - дальше я использую это понятие сокращенно)
Периферическое зрение - зона нашего зрения, которая находится вокруг центрального зрения.
Зрительное внимание - это место в периферическом зрении, куда направлено наше повышенное внимание (интерес), которым мы можем управлять по своему желанию. 
Образный пример: мы хотим за кем то или за чем то следить, но не хотим, смотреть на этот объект. Мы не смотрим на объект прямо, мы смотрим рядом с ним, но при этом мы все видим и контролируем действия этого объекта. В этом случае мы осознанно перемещаем не свое зрение, а свое зрительное внимание, размещая зрительное внимание по своему желанию справа, слева, сверху или снизу от своего центрального зрения.

Самая главная ошибка!

Почему, смотря на мишень не через стволы ружья, а как зритель, мы всегда ее хорошо "видим"? А через ружье, видим не всегда хорошо? Потому, что как зритель, при появлении мишени, мы не смотрим на саму мишень, что называется " с вылета". Мы смотрим в ОБЛАСТЬ мишени не пытаясь " поймать " ее у вылета. Мы не пытаемся зрительно "зафиксировать" мишень у вылета. 
При появлении мишени в точке вылета, мы, будучи зрителем, легко сразу перемещаем свое ЦЗ в среднюю зону, НО при этом наше перифери-ческое зрение не сужается до размера центрального зрения, а остается рассредоточенным по всей зоне восприятия полета мишени и за счет этого мы хорошо информационно видим летящую мишень всегда! А если мы, пытаемся, вскидываясь смотреть на мишень через стволы, как можно ближе от вылета и зафиксировать позицию стволов относительно мишени как можно раньше на её траектории, то мишень от нас как бы ускользает. 
Почему мы "не видим мишень" отчетливо в 3-5-7 метрах от вылета, хотя смотрим туда, где она летит "во все глаза"? При этом у нас вроде бы есть план, как вскидываться, и есть план движения зрения, которое должно контролировать линию прицеливания и летящую мишень... Мы рассчитываем на то, что мишень, будет после вскидки напротив стволов нашего ружья, потому что наше ЦЗ "привязано" к стволам ружья "по умолчанию" если нет другого плана перемещения зрения. 
Мы можем подобрать место постановки стволов от вылета, и, казалось бы, этого будет достаточно, но, к сожалению, мы не можем обеспечить одинаковую скорость нашего мышечного реагирования на вылет мишени. Имеется в виду вскидка ружья и поворот корпуса, как начало движения стрелка. Любая задержка в мышечном реагировании на вылет и мы после окончания вскидки, не получаем желательной картинки - мишень визуально напротив стволов. Так же, как и любое чрезмерно быстрое мышечное движение, уносит стволы ружья далеко вперед от мишени. Прозевал, не среагировал, застоялся или наоборот слишком быстро начал движение вскидки и поводки. И, как следствие - изменяется вся схема запланированных действий. Наше зрение и концы стволов оказываются не там, где бы нам хотелось.
Когда появляется мишень, мы зачастую реагируем с разной временной скоростью и в основном опаздывая, начинаем вскидку, пытаясь доступным нам способом с помощью наших мышц, сразу совместить концы стволов с мишенью, а так же совместить наше центральное зрение и мишень, компенсируя задержку реагирования мышечными усилиями ускоряя или "удлиняя" процесс вскидки. Это приводит к выстрелу " в точку" или к выстрелу с длинной пунктирной "поводкой" ружья, из-за постоянного чередования микро торможений и микро ускорений движения стволов ружья, которая в итоге заканчивается окончательным торможением и выстрелом с остановкой ружья.
Что же делать, чтобы хорошо и вовремя видеть мишень и как следствие, совершать мышечные и зрительные действия согласно заранее выбранного плана на выстрел? 
Есть очень важный нюанс. Изначально мы должны научиться осмысленно, управлять нашим зрительным ВНИМАНИЕМ при изготовке и подаче голосовой команды до момента появления мишени!!!


Что это такое?
Помимо центрального и периферического зрения, у нас есть возможность управлять зрительным вниманием. 
Когда мы куда-то смотрим, мы видим центральным зрением некий объект и то, что окружает этот объект. Некую зону вокруг объекта. У этой зоны есть право и лево, верх и низ и все это мы видим как бы одновременно, не сводя своего взгляда с объекта. И к своему удивлению мы обнаруживаем то, что, не смещая свое центральное зрение с конкретного объекта, мы можем перемещать свое внимание относительно этого объекта по периферической зоне нашего зрения, которая окружает этот объект. Хитрость заключается в том, что если этот объект смешается или начинает двигаться, природой устроено так, что первично наше центральное зрение (точка на которую мы смотрим), делает скачок именно туда, куда было направлено наше зрительное Внимание!!!
Если цз и внимание направлено в одну точку, то мы получаем задержку зрительного реагирования и сильное сужение периферического зрения. Иными словами мы позже реагируем и "хуже видим', так как мишень сразу вылетает из информационной части нашего зрения и наше цз начинает "метаться" в поисках мишени, совершая не контролируемые скачки.
Как нужно при изготовке к подаче команды на вылет мишени, готовить наше цз и распределять внимание в периферическом зрении для наилучшего восприятия вылета мишени:
На траектории надо ставить три виртуальные метки. 
Метку постановки стволов, метку постановки цз в зоне вылета и главную метку - метку, в которую мы направляем свое внимание - это точка первичного перемещения зрения на траектории полета мишени (точка ожидания). 
Точка ожидания это та точка, в которую мы должны первично привести цз и стволы ружья при окончании вскидки.
Первичное движение цз в конкретную зону или точку (в которой находится наше внимание) обеспечивает компенсацию временной задержки реагирования на вылет мишени при разном времени нашей зрительной реакции на вылет мишени.

Изготовка стрелка.

Условно стойку, изготовку можно сравнить с левосторонней боксерской стойкой. Когда руки держащие ружье и тело, относительно которого, мы ружье держим, образуют равносторонний треугольник.


Постановка стоп на номере.

При изготовке важно правильно расположить линию ног
Термин - Линия Ног
Линией ног условно нужно считать линию, проходящую через пятку правой ноги, уходящую в носок левой ноги. 
Стопы на номере ставим почти параллельно друг другу. Левая чуть впереди, правая сзади, как удобно приближая положение одна к другой близко к параллельному. 
Линию ног при изготовке к стрельбе мишеней летящих слева направо направляем в место планируемого выстрела и поворачиваем корпус к месту постановки стволов.
Линию ног при изготовке к стрельбе мишеней летящих справа налево мы направляем в место постановки стволов, без каких бы то ни было доворотов корпуса.
Для облегчения постоянной работы синхронного "флюгерного" поворота корпуса особенно при стрельбе дуплетов можно использовать следующий способ: 
Ноги поставить максимально широко (это условное понятие). Это значит шире, чем обычно, но, чтобы не возникло ощущение дискомфорта (растопырки). 
Плечи при этом немного наклоняем вперед и чуть откидываем голову назад. Это исключит излишнее качение центра тяжести стрелка с одной ноги на другую и включит безусловный синхронный поворот корпуса. Верх и низ будут поворачиваться синхронно.

Размещение ЦЗ и Внимания при изготовке

Размещение цз и внимания при изготовке зависит от заранее выбранной схемы поражения конкретной мишени.
Если выбрана схема выстрела на обгоне, то цз размещаем между местом постановки стволов и местом вылета мишени, а внимание мы переносим к вылету. Так как нам в данном случае нужно как бы 'запаздывающее' цз. А именно. При такой схеме, нам необходима в первую очередь быстрая условно вертикальная вскидка, во время которой мы пропускаем мишень за стволы (желательно не далее чем на 2-3 метра) Наше 'запаздывающее' цз, не должно прыгнуть на мишень со старта до начала вскидки. 
Оно должно догонять мишень, проходя через линию конца стволов в момент завершения вскидки и только пройдя стволы, как бы вовлекая их в преследование мишени, догнать мишень и контролировать визуально вход конца стволов в мишень. 
После вскидки сзади мишени - ЦЗ на мишени, а Внимание в области конца прицельной планки. А в этом случае, Внимание не даёт стволам отстать от мишени и как бы подгоняет их умешать просвет между концом планки и мишенью.
Если выбрана схема выстрела в упреждение, то цз мы размещаем в области вылета мишени, а внимание наоборот мы распределяем на траектории, как можно дальше от вылета. Возможно, даже немного дальше места постановки стволов при изготовке.
После вскидки перед мишенью - ЦЗ 'над' прицельной планкой при больших дистанциях до мишени и между концом прицельной планки(мушкой) и мишенью на малых дистанциях, а Внимание на мишени. Внимание как бы контролирует просвет между мишенью и концом прицельной планки.

Вскидка ружья

Вскидка ружья, это динамический стереотип, который необходимо тренировать постоянно, так как от этого элемента в совокупности с индивидуальной подгонкой приклада ружья, зависит корректность и главное одинаковость прицельной линии, соединяющей в одну линию глаз стрелка, линию прицельной планки, мушку и точку выстрела.

Описание роли левой и правой рук при вскидке ружья

Мишени, летящие слева направо относительно стрелка

Главенствующая роль левой руки, как бы эффект первичного толчка стволов ружья левой рукой. Движение вскидки начинаем с подъемом - выпрямлением левой руки при подключении подъема локтя правой руки и поворота на ногах. При этом левая рука выпрямляется с подъемом кисти (движение в верх от себя) но без подъема левого локтя, а правая рука, поднимается с помощью вертикального подъема в верх именно правого локтя с одновременным движением кисти правой руки по "часовой стрелке"(если смотреть на стрелка сбоку это движение кисти правой руки, схематично напоминает имитацию движения колес старого паровоза - к себе наверх, потом от себя по прямой) с последующей фиксацией амортизатора ружья плечом в подключичной впадине и поворотом корпуса стрелка на ногах.

Мишени, летящие справа налево относительно стрелка

Главенствующая роль правой руки (чуть активнее правой рукой - эффект первичного движения с поднятием правого локтя). Вскидку, на все эти мишени, 'начинаем' с действий правой руки. 
Правая рука, поднимается с помощью вертикального подъема в верх правого локтя с одновременным движением кисти правой руки по "часовой стрелке" (если смотреть на стрелка сбоку это движение кисти правой руки, схематично напоминает имитацию движения сценки колес старого паровоза - к себе наверх, потом от себя по прямой) с последующей фиксацией амортизатора ружья плечом в подключичной впадине с подключением поворота корпуса стрелка на ногах.

Это не значит, что в одном или другом случае правая или левая рука отстаёт по времени начала действий от другой руки в моменте начала самого действия. 
Вопрос в акценте нашего контроля. Внутреннего ощущения активности действий левой или правой рук.

Учитывая меньшую активность левой руки при стрельбе мишеней справа, важно правильно располагать концы стволов при изготовке по высоте. Так как в момент вскидки, при более активных действиях правой руки, левая рука чаще всего по умолчанию в основном выполняет роль "выдвижного штатива" задача которого во время вскидки удержать концы стволов на вертикальном уровне предполагаемой траектории полета мишени.

Варианты прицеливания

Схема выстрела на обгоне. 
Это не нажатие на прочеркивании. Это нажатие в момент касания мишени концом прицельной планки(мушки) при зрительном позиционирования положения стволов относительно мишени. 
Касание мишени, "вхождение" конца прицельной планки(мушки) в мишень, приход конца прицельной планки(мушки) в передний край мишени и иногда возможно появление небольшого просвета между мишенью и стволами походу движения стволов по траектории, НО без дальнейшего ускорения движения стволов от мишени по траектории!!! Можно назвать это действие - выстрел на касании мишени концом прицельной линии. Я бы еще сравнил это действие с надавливанием концом прицельной планки (мушкой) на мишень.
Дойдя концом прицельной планки(мушкой) до мишени, мы перестаем его перемещать (толкать) с ускорением. 
Мы как бы "отпускаем' ружье в инерционное движение без дальнейшего придания ружью ускорения незамедлительно нажимая на спусковой крючок. 
Главное не упустить момент вхождения в мишень и незамедлительно произвести выстрел.
Если выбрана схема выстрела на обгоне, то (в идеале) ЦЗ размещаем между местом постановки стволов и местом вылета мишени, а внимание мы переносим к вылету. Разместив стволы в 1\3 расстояния от места её появления до места предполагаемого выстрела 
Схема выстрела в упреждение:
Для лучшего восприятия вылета мишени нашим ЦЗ, мы размещаем ЦЗ рядом с местом вылета мишени, а внимание наоборот мы распределяем как можно дальше от вылета(в зоне расположения стволов). 
Чтобы получить в зависимости от выбранной схемы выстрела следующую картинку:
При вскидке перед мишенью - ЦЗ над стволами, а Внимание на мишени (Смотрим перед мишенью)
Если мы не можем обеспечить постоянную скорость реагирования зрения и наших мышц на вылет мишени, то мы можем компенсировать это перемещением нашего ЦЗ в конкретную зону на траектории полета мишени. 
Мы можем "схитрить". Дать себе сразу второй шанс реагировать на вылет. Если мы, при появлении мишени, по возможности, незамедлительно и одновременно со вскидкой и поворотом туловища на ногах, переместим наше ЦЗ и стволы в заранее (направляя стволы кистью левой руки держащей цевьё) выбранное место на траектории, то мы получим следующую картинку: Внимание перемещено к стволам в области периферического зрения со стороны подлета мишени (так как мы абсолютно точно знаем, откуда будет подлетать мишень) и наше тело, двигаясь как бы " в свободном ускорении" так как мы точно знаем, что когда мы закончим вскидку и получим прицельную линию, контролируемую нашим зрением нам не нужно будет подтормаживать , так как мишень 'будет' там, где мы её ждём. 
Мишень в этом случае как бы влетит в наше зрение. 
Мы как бы обеспечиваем себе контролируемый подлет мишени к стволам. Вскидка закончена, ЦЗ готово к восприятию, мышцы тела уже в движении. 
Но при этом нужно помнить о том, что в этом случае нельзя скупиться на размер упреждения. Видимое упреждение должно быть большим. Минимум 1 метр на дистанции выстрела свыше 20 метров.
При вскидке сзади мишени - ЦЗ на мишени, а Внимание на стволах (Смотрим на мишень)
В этом варианте нам никакие уловки не нужны. 
Своевременная вскидка+поворот на ногах. Возможна вскидка с поворотом, но без излишнего ускорения всех действий. Естественный темп вскидки.

Стрельба на обгоне (когда стволы ружья подводятся к мишени по траектории сзади и выстрел производится в момент входа конца прицельной планки(мушки) в мишень) - все острые углы . 
Стрельба в упреждение (когда стволы ружья все время находятся впереди мишени) - все мишени, которые стреляются под углом более 70-80 градусов, В этом случае упреждения всегда максимальные с учётом дистанции.

Распределение внимания и центрального зрения при изготовке, должно зависеть от выбранной схемы обработки мишени. 
Смотреть относительно мишени в движении (когда мишень вылетела, и начался процесс ее визуального отслеживания с одновременной вскидкой и определенной заранее последовательностью поворота корпуса) нужно сообразно с выбранной схемой обработки мишени. 
Вскидываться сзади мишени можно без подключения ног и только по завершению вскидки подключать поворот на ногах, а вскидываться перед мишенью необходимо используя одновременно вскидку и флюгерный поворот корпуса с помощью ног.
Ноги включаются в поворот одновременно со вскидкой.
Прямые мишени: вскидка со смещением справа налево и небольшим потягом правого плеча вперед (нагиб плеч вперед)
Мишени, стреляемые под острым углом: вскидка поворот
Мишени, стреляемые по углом 70 градусов и более: вскидка с поворотом одновременно
Налетные мишени: 
Слева направо - вскидка к переднему краю с ускоренным увеличением просвета и нажатием на спусковой крючок без фиксации упреждения( без поводки с фиксированным просветом) Сделал упреждение и нажал. Корпус либо разгибаем, либо идет нагиб всей верхней части туловища. 
Справа налево - вскидка в заднюю кромку мишени, проход через мишень по траектории и незамедлительное нажатие на спусковой крючок без дополнительных выверок упреждения. 
Фактически выстрел на обгоне.

Дуплеты (первая мишень которых стреляется под углом 70 градусов и более. 
Ещё раз о последовательности действий стрелка.
Ствол ставим на 2/3 дистанции до места предполагаемого выстрела. Зрительного выпуска первой мишени быть не должно. После появления мишени, идет вскидка со смешением по траектории в точку ожидания(в которой находилось наше внимание) в чуть более быстром чем обычно темпе с акцентом на выпрямление левой руки с подъемом левой кисти на траекторию и одновременно с этим поднимаем приклад, поднимая его правым Локтем, а не кисть руки. 
Кисть правой руки поднимаясь движется (если смотреть сбоку от стрелка) по"часовой стрелке" в верх к себе, потом по прямой от себя. Амортизатор приклада фиксируется плечом в подключичной впадине. Одновременно со вскидкой начинается поворот корпуса с ускорением на ногах. Мы как бы закручиваем корпус его поворотом по траектории полета мишени с выводом кистью левой руки прицельной линии ружья (стволов) без "обработки мишени" сразу в упреждение и нажимаем на спусковой крючок на "первом" выводе конца прицельной планки(мушки) в упреждение.

Дуплеты (первая мишень которых стреляется под острым углом :
Стволы ставим на 1/3 дистанции до места предполагаемого выстрела. Зрительного выпуска первой мишени быть не должно. После появления мишени, идет условно вертикальная вскидка в естественном темпе (не газуем) с акцентом на выпрямление левой руки с подъемом левой кисти на траекторию и одновременно с этим поднимаем приклад, поднимая правый Локоть, а не кисть руки. Кисть правой руки поднимаясь движется (если смотреть сбоку от стрелка) по"часовой стрелке" в верх к себе, потом по прямой от себя. Амортизатор приклада фиксируется плечом в подключичной впадине. Одновременно со вскидкой начинается поворот корпуса с ускорением на ногах. Мы как бы закручиваем корпус его поворотом при этом кистью левой руки вводим концы стволов в мишень, подходя к ней сзади двигаясь с незначительным ускорением и нажимаем на спусковой крючок на "первом" входе конца прицельной планки(мушки) в мишень. Фактически это выстрел на касании.

Схема прицеливания по второй мишени в дуплетах.
После выстрела по первой мишени идет активное затухание поворотного движения ног стрелка и начинается реверсный поворот корпуса на ногах с одновременным зрительным поиском второй мишени в заранее намеченной нами зоне предполагаемого полета второй мишени в котором мы сначала находим вторую мишень с помощью нашего ВНИМАНИЯ в периферическом зрении (мы уже знаем что это и как им пользоваться) и контролем(оценкой) положения концов стволов на траектории полета второй мишени, которое осуществляет наше цз.. Найдя вторую мишень в области поиска(мы должны заранее определить где находится зона поиска) с помощью ВНИМАНИЯ, мы переносим своё цз на мишень с одновременным разворотом корпуса с помощью поворота на ногах и используем (учитывая угол под которым нам нужно стрелять вторую мишень) вариант НА ОБГОНЕ(нажим на входе в мишень).
Фактически, если мы походим к второй мишени сзади и ускоряя поворот корпуса с одновременным выводом конца стволов в зону мишени направляя их кистью левой руки к самой мишени и нажимаем на спусковой крючок как только увидим, что концы стволов(мушка), 'входят' в мишень двигаясь по ее траектории. Мы как бы 'продавливаем' мишень концом прицельной планки (мушкой) и незамедлительно нажимаем на спусковой крючок. 
В случае если ситуация позволяет и мы имеем возможность прицеливания по мишени летящей по своей траектории в зоне поражения более 15 метров и если позволяет дистанция или угол обзора, то мы используем при стрельбе по второй мишени вариант ВЫСТРЕЛ В УПРЕЖДЕНИЕ.

Выстрел в упреждение в данном случае нужно понимать так: в момент обнаружения второй мишени мы выводим концы стволов ружья(конец прицельной планки, мушку) кистью левой руки поворачиваясь на ногах в конечную точку предполагаемого упреждения и в зависимости от угла(тупой или 90 градусов можем выровнять скорости смешения стволов относительно мишени и стрелять с контролем постоянного упреждения. При этом вне зависимости от расстояния упреждение(просвет между концом прицельной планки и мишенью) минимум 1 метр.
Но мы должны помнить. Когда во время полета по своей траектории, мишень меняет угол бокового смещения относительно стрелка, то к ней соответственно должен применяться конкретный вариант прицеливания, соответствующий величине угла, под которым производится прицеливание. Надо учитывать, что летящая относительно стрелка мишень, в разных частях траектории своего полета, может быть встречной(тупой угол выстрела, боковой (угол примерно 90 градусов) и угонной мишенью. 
Поворот корпуса при стрельбе дуплетов(надо понимать, что есть дуплеты, первая мишень которых стреляется без поворота корпуса), должен быть всегда ФЛЮГЕРНЫМ. 
А именно: верхняя часть туловища и нижняя часть туловища стрелка поворачиваются одновременно (синхронно). Это обеспечивает стабильную работу запоминаемых стрелком упреждений на разных дистанциях под разными углами.
При этом руки корректируют положение стволов ружья по высоте, направляя концы стволов в нужную часть траектории полёта мишени.
Выстрел, должен производиться на первом обгоне "входе" в упреждение при увеличивающемся просвете между стволами и мишенью! 
Момент контроля упреждения должен быть по возможности сведен к минимуму. Сделал упреждение и нажал. Чем дольше контроль, тем больше шансов, что начнется торможение системы стрелок-ружьё!!! 
Если только это не долголетящаяя одиночная мишень, стреляемая с постоянным упреждением в зоне поражения под условным углом 90 градусов.

PS
Без профессиональной подгонки приклада и настройки параметров ружья, все, что написано выше, стабильно исполнять будет сложно.

16 ноября 2017 года
Плановский С.С.

 

Share this post


Link to post
Здесь могла бы быть Ваша реклама!

Реферат, автор Плановский С.С., МОСКВА, 2002 г.

Внутренняя дисциплина в стрелковом спорте

1. Введение.

Цель этого реферата показать необходимость контролирования ваших психических и эмоциональных процессов, умения сохранять внутреннюю сосредоточенность в течение длительного периода времени, а так же познакомить с методами достижения этого.

2. Общие положения.

Внутренняя дисциплина - это широкий термин, принятый для обозначения действий и реакций стрелка, когда на него действует пресс соревновательного напряжения.


В этой части будут рассмотрены причины, показывающие необходимость контроля психики:
- развитие внутренней дисциплины;
- опасность негативного мышления;
- источник состояния напряжённости во время соревнований и управление этим состоянием, а так же, как ослабить последствия естественной в таких случаях напряжённости.

Успешная стрельба во время соревнований возможна только при преодолении всех препятствий и трудностей, что предполагает предельное напряжение психических возможностей человека. Вследствие этого стрелок должен развить в себе качества человека с сильной волей. Он должен научится преодолевать усталость, переносить стрессовые состояния на протяжении длительного периода времени.

Успешная стрельба будет зависеть от силы воли, которая не позволит нервному напряжению, в состоянии которого находится стрелок на соревнованиях, отразится на спортивном результате. Способность сохранять контроль над собой, заставить себя превозмочь возникающие трудности и сохранять присутствие духа в любой ситуации - необходимые качества для любого человека, а тем более для стрелка. Не обладая этими качествами, вы не добьётесь в стрельбе стабильных высоких результатов на соревнованиях.



Чтобы поддерживать внутреннюю дисциплину необходимо обладать высокими моральными качествами: патриотизмом, чувством долга и ответственности перед командой и тренерами, а также честностью. Эти благородные качества являются источником неутомимой воли к победе. Опытные тренеры уделяют большое значение воспитанию высоких моральных качеств у стрелков

Человек не рождается с этими необходимыми качествами. Частично они развиваются в процессе его развития как человека. Развитие же основной части требуемых качеств характера зависит от качества специальной подготовки.

3. Влияние самоконтроля на основы искусства стрельбы.
Для успешного использования технического мастерства на соревнованиях стрелку необходимо чётко контролировать весь процесс своего выступления. Способность сосредоточиться, и позволит установить этот строгий контроль над своими мыслями и поступками.

Внутренняя дисциплина даёт возможность управлять своими умственными способностями так, чтобы сохранять высокую уверенность, позитивный образ мыслей и усилить вероятность успешных повторных выступлений на соревнованиях любого ранга. Внутренняя дисциплина поможет избежать самоуверенности, пессимизма и противостоять обстоятельствам, которые могут подорвать психологическое равновесие.



Внутренняя дисциплина помогает создать эмоциональное равновесие, необходимое для воспитания из талантливого стрелка чемпиона. Уверенность в своей способности успешно выполнять все основные приёмы искусства стрельбы, даёт надёжный результат во время выступления на соревнованиях, в каком бы стрессовом состоянии не находился стрелок.

4. Развитие внутренней дисциплины и уверенности
Психологи определили, что существует четыре основных способа реагирования на возникшую проблему. Два способа позитивные. Они делятся на прямой и непрямой. Два других - отступление и отклонение - негативные.

а) Позитивные способы реакции.
Прямой, позитивный подход к возникшей проблеме заключается в прямом решительном действии при полной уверенности в своих силах и способностях. Вы видите факты в реальном свете, анализируете их, определяете и оцениваете препятствия к успешному решению проблемы. Вы чётко знаете, чего хотите добиться и делаете решительные шаги к достижению поставленной цели.

Непрямой или компромиссный подход к возникшей проблеме. Это слабое, неуверенное, уклончивое непрямое действие. Уклонение ведёт к поиску кратчайших путей к достижению цели. Когда возможный способ решения проблемы испытывается на деле, большие надежды здесь возлагаются на простое везение. Вы делаете только попытки и пробные шаги, вместо того, чтобы наметить точный план действий и неотступно ему следовать.



б) Негативные способы реакции.
Отступление. Это неспособность реально оценить свои возможности в данной ситуации. Отступление без действенных попыток преодолеть трудности. Привычка к "бегству" может стать хронической. Такой спортсмен не в состоянии взять на себя ответственность за ошибку или неудачу. Плохой выстрел в таком случае всегда находит оправдание.

Уклонение. Уклонение от решения возникшей проблемы происходит тогда, когда отсутствует стимул, побудительный мотив. Подход в этом случае такой: Зачем я должен что-либо делать лучше других? Если отсутствует желание выделится, превзойти всех, ваши результаты никогда не достигнут чемпионского уровня.

Анализ проблемы показывает, что одной из главных причин возникновения трудностей при решении какой-либо проблемы, является неумение правильно анализировать. Система анализа и решения специфических проблем включает в себя четыре пункта. Она делит большую проблему на несколько маленьких проблем. Поделите лист бумаги на четыре колонки и озаглавьте их следующим образом:
1. План действий
2. Специфические трудности
3. Удачное решение
4. Сомнительное или не эффективное решение

Составьте чёткий подробный план действий. Не бойтесь встречи с особыми трудностями и приложите решительные усилия к их преодолению. Самое главное - суметь выявить и определить конкретную проблему, в этом случае решение всегда найдётся. Часто талантливые спортсмены, не могут добиться прогресса в своих выступлениях по разным причинам. Необходимо поговорить с каждым конкретно, Доверительная вдумчивая беседа поможет конкретизировать проблему и сообща найти для неё верное решение. Каждое положительное решение даже небольшой проблемы является способом обретения уверенности в себе. Состояние уверенности возникает тогда, когда приходит постоянно брать под контроль все факторы, создающие условия для выполнения точного выстрела. Точным выстрелом называется попадание в цель. В течение многих лет Вам постоянно говорили, чтобы стрелять хорошо необходимо иметь уверенность. А в чём она собственно состоит? Как этого достичь? А когда она достигнута, как её сохранить?



Прежде всего, Вы должны быть абсолютно уверены в своих знаниях технических основ. Вы должны быть уверенны, что при правильном их применении вы добьётесь превосходных результатов. Техника использования основополагающих знаний, надёжность и правильность которой вы опробовали, не должна подвести вас даже в стрессовых условиях соревнований.

Уверенность в своей способности правильно реализовать эти основополагающие знания на практике отрабатывается во время тренировок, а затем необходимо идти дальше и реализовывать свои знания на крупных соревнованиях. Только неуверенным и нерешительным все кажется невозможным.

Необходимо мыслить широко. Мыслить уверенно. И вы добьётесь успеха. Однако как только вы мысленно допустите малейшую возможность неудачи, ваши шансы на успех ставятся по сомнение.

Не раз было сказано, что мышление стрелка не должно быть ограниченным. Имеется в виду, что оно должно обладать способностью принимать новые идеи. Причём стрелок должен обладать таким мышлением, которое открыто для позитивных и полностью закрыто для негативных мыслей. При негативном мышлении вы думаете главным образом о том, чего вам не нужно делать, а не о том, что вам следует делать. Стрелку необходимо мышление, включающее в основном позитивные понятия: делаю, сделаю. Не должно быть места для деструктивных мыслей: не делай, не могу, не получается.

Однако одного позитивного мышления недостаточно. У нас должно быть определённое представление о том, как мы будем использовать позитивные мысли. Не должно быть и места для неуверенности и нерешительности. Ваша манера держатся уверенно, неблагоприятно влияет на ваших соперников. На любых соревнованиях основную борьбу обычно ведёт небольшое число уверенных в своих силах личностей, каждая из которых рассчитывает на победу. Ваша уверенность так же может благотворно влиять на ваших товарищей по команде.

Улыбайтесь, не предоставляйте своим соперникам удовольствия обнаружить по какому - либо вашему слову или поступку, что у вас что-то не в порядке или что-то не получается - это может помешать вам выиграть соревнование. Направленное умственное усилие не даёт бездействовать вашему мозгу в тот период, когда необходима напряжённая концентрация внимания на определение первоначального движения траектории полёта мишени и движению ружья в положение выстрела.

Необходимо направлять своё умственное усилие постоянно, вплоть до конечного действия, которое заключается в нажатии на курок. Полное исключение посторонних мыслей на короткое время 3-5 секунд необходимо, чтобы произвести точный выстрел.

Предварительное планирование последовательности действий - необходимое условие для выполнения контролируемого выстрела по мишени. Постепенно это создаёт возможность для стрелка сохранять сосредоточенность на протяжении длительного времени.

Тщательное планирование последовательности действий препятствует появлению посторонних мыслей. Например: если ваш план построен на концентрации внимания при восприятии вылетевшей мишени, то с уверенностью можно ожидать, что движение ружья по траектории полёта мишени будет очень точным и ровным. Координация мыслей и действий приходит с опытом, приобретённым в течение многих тренировок и соревнований, на которых отрабатывается и воплощается один и тот же успешный план действий.

Точная координация, правильная ориентация во времени достигаются частой практикой. Если время практики меньше, чем это необходимо, то трудно быть уверенным в своих силах, так как от вас потребуется умение постоянно сохранять эту ориентацию длительное время, в течение всего соревнования.

5. Контроль над эмоциональным напряжением стрелка на соревнованиях.
Если Вы думаете, что у Вас и только у Вас возникают проблемы, связанные с эмоциональным напряжением во время соревнований, посмотрите вокруг. Они есть у всех спортсменов.

Человек, который никогда не испытывал нервного напряжения во время соревнований, никогда не смог бы стать победителем. Где же проходит та невидимая линия, которая разделяет чемпиона от аутсайдера? Оба могут на практике показывать сравнительно близкие результаты, тогда как один после окончания соревнований находится вверху турнирной таблицы, а другой внизу. Разделяющая их линия очевидна: у одного это способность, а у другого неспособность или недостаток способности управлять своими действиями и мыслями в состоянии эмоционального соревновательного напряжения. То есть это внутренняя дисциплина. Те, кто научился контролировать свои эмоции, выступают на соревнованиях в соответствии со своими способностями.

Другие, даже с многолетним опытом, но одновременно с грузом сомнений и негативных мыслей, предопределяют свой низкий результат ещё до начала соревновательной стрельбы. Прежде, говорить о том, как преодолеть эмоциональное напряжение во время соревнований мы обязаны точно выяснить, чем оно вызвано в каждом конкретном случае. Не зная причин, мы никогда не сможем решить эту проблему.

Негативное соревновательное напряжение - это следствие страха перед возможным поражением и как следствие потеря уверенности в своих силах. Может, мы боимся победить? Нет. Мы боимся именно поражения. Именно этот фактор вызывает нашу боязнь выступить слабо и страх перед тем, что наши соперники станут свидетелями этого.

Как физически на нас отражаются все эти эмоции? Первое и самое существенное, что нас охватывает дрожь, мы роняем патроны, руки потеют и скользят. Вскоре мы совершаем серию глупейших ошибок, которые никогда бы не сделали в обычных условиях. Все это приводит к тому, что эмоциональное напряжение переходит в другую самую опасную для спортсменов стадию. Внешне она проявляется как полная апатия к происходящему. Спортсмену становится всё равно, чем для него закончатся соревнования.

Главное, что может помочь спортсмену в преодолении негативных последствий эмоционального напряжения это правильная работа тренера по специальной программе развивающей и увеличивающей степень подконтрольности действий спортсмена сначала во время тренировок, а затем в процессе участия в соревнованиях. А так же многократная практика участия в соревнованиях самого высокого ранга против сильнейших спортсменов мира. То, что испытывают настоящие чемпионы на соревнованиях можно назвать возбуждением, а то, что испытывают неопытные стрелки можно назвать нервозностью.

Все эмоции - это нервные процессы, происходящие в коре и подкорке головного мозга. Ваша нервозность является следствием изменений в результате разбалансирования процессов возбуждения и торможения в нервной системе. Один из этих факторов становится доминирующим в различных частях головного мозга и как следствие, вы испытываете пере возбуждение или наоборот апатию.

Не позволяйте себе, становится жертвой своих эмоций. Упорно этому противодействуйте, и каждый раз заставляйте себя проводить стрельбу в расчёте на максимальный результат и как следствие этого на победу. Как можно контролировать соревновательное напряжение? Прежде всего, осознайте то, что его можно контролировать и даже использовать себе на пользу.

Самым действенным фактором является мысленная установка. Установите для себя определённый режим поведения. Однообразное поведение вызывает скуку. А что такое скука? Отсутствие волнения. А мы должны стремится, как раз к его отсутствию. Установив определённый порядок, вы уже не упустите ни малейшего пункта в вашем плане подготовки к выстрелу или в технике его выполнения.

Вы должны научится думать больше о своих действиях, а не о результате выстрела. Ведь если вы набрали 23 или 24 поражённых мишени из 25 возможных, это означает то, что у вас вычли не просто 2 или 1 очко, а это выстрелы, в которых вы позволили себе отступить от надлежащего выполнения технических основ. Убедите себя, что если вы выполните всё, как следует на площадке, то ваш спортивный результат сам по себе будет максимальным.

Для наилучшего контроля над собой необходимо расслабиться. Правильнее всего это сделать с момента вашего утреннего подъёма. Подъём лучше запланировать так, чтобы у вас был небольшой запас времени на все обычные процедуры и приготовления. Ничто так не приводит в состояние возбуждения, как вынужденная спешка во время завтрака, во время выхода к отъезду на стрельбище или какая-то забытая деталь снаряжения.

Ещё раз упоминаем, что всё должно быть спланировано заранее. Психологический настрой должен быть таким: участие в соревнованиях доставляет мне огромное удовольствие, это не испытание для меня, а счастливая возможность проявить все те выдающиеся качества, которыми я обладаю.

Планирование, приготовления, расслабление концентрация внимания, тщательный анализ и уверенная корректировка - вот тот круг действий, выполнению которого вы должны себя подчинить без всяких оговорок и отступлений. Безусловно, опыт участия в соревнованиях - это одно из необходимых условий того, чтобы стать настоящим спортсменом, готовым к конкурентной борьбе.

Что происходит с вами, когда вы оказываетесь в перед лицом конкурентной борьбы на соревнованиях? Психологически вы становитесь слегка взволнованным. Это форма реакции, соответствующая реакции "убежать или принять бой", свойственная любым животным в момент, когда они почувствовали опасность. Естественный тип реакции нельзя назвать патологическим волнением.

При нормальном напряжении в вашем организме происходят определённые изменения. Адреналин постепенно проникает в систему кровообращения, и печень вырабатывает сахар, снабжая тем самым ваши мускулы большим количеством энергии. Ваша нервная система полностью включилась в работу. Это приводит к тому, что большие произвольные мышцы рук, ног и торса начинают сокращаться, готовые к действию. Непроизвольные мышцы сокращаются таким образом, что ваше дыхание становится более поверхностным и повышается кровяное давление.

Когда все эти процессы происходят в вашем организме - это значит, что вы испытываете нормальное напряжение. Имея информацию о запланированном поведении нашего организма на соревнованиях мы можем планировать и построение всего остального с учётом этих данных.

6. Заключение

Моделируя различные моменты соревновательной деятельности и доводя свою технику исполнения выстрела до контролируемого автоматизма, вы обязательно получите результат пропорциональный своим трудовым затратам. Чем изобретательней и упорней будут тренировки, тем выше и стабильней будут результаты на соревнованиях. Процесс тренировок, является процессом творческим. Участие в нём принимают тренер и спортсмен, но непосредственно участие в соревновательных стрельбах принимает только спортсмен. Поэтому в процессе тренировок и соревнований тренер должен быть очень мудрым, опытным и информированным партнёром и наставником, но испытывать, выбирать и принимать решения и действовать в конечном итоге должен спортсмен, так как ему предстоит самостоятельно на стрелковой площадке бороться за достижение лучшего результата.

Источник: Реферат, автор Плановский С.С., МОСКВА, 2002 г.

Share this post


Link to post

 

Выходя на стрелковый номер, мы должны решить для себя: мы хотим увидеть игровую ситуацию или создать игровую ситуацию в которой нашим партнером является мишень?

Дело в том, что, когда мы хотим увидеть игровую ситуацию, мы ее представляем и хотим ее реализации, но при этом, наше участие, сводится лишь к подготовке.

Мы изготавливаемся, определенным образом располагаем ружье в идеальном месте на траектории, выставляем зрение и зрительное внимание, на 100% представляем себе стрелковую ситуацию и подаем голосовую команду на вылет мишени и.... ждем появления мишени.

А дальше происходит то, что происходит. Не более. Почему?

Потому, что в стрелковой ситуации участвуют наши руки, ноги и глаза, а так же ружье, НО не наш мозг. Мозг в этом случае, ждет исполнения, на основании загруженной в него информации. Типа: я знаю, как это делать и я хочу, чтобы это произошло. Я жду, чтобы это произошло! Это же много много раз происходило на тренировках и получалось очень хорошо.

Когда мы хотим увидеть то, что мы многократно делали, пуская действие на самотек, в данном случае, у нас получится что то типа заученного движения. Не более. А вот совпадет ли это движение с полетом мишени по времени и в пространстве, это уже вопрос к теории вероятности. И даже если Мозг в какой то момент, когда он поймет, что что то пошло не так, спохватится и переведет управление мышцами и ружьем в ручной режим, либо будет уже поздно либо это будет чисто интуитивная импровизация. Чем она закончится? Кто знает?

Так все таки почему именно так происходит? Почему Мозг ждет? Ведь изначально он знает, что делать...

Потому, что нет команды участвовать. Есть команда - Ждать и Смотреть. Мозг становится зрителем в состоянии ожидания действия.......

Мозг смотрит и не участвует потому, что нет внутренней команды создавать ситуацию самому. Есть команда - реагировать на ситуацию, которую создает мишень.

Мишень вылетает и летит по своей траектории. Если Мозг получил команду - реагировать, он изначально чуть отстает в реакции. Режим реагирования воспринимается в данной ситуации, как реагирование на неизвестную ситуацию. Если мишень хоть на чуть чуть полетела не так, как ожидалось или вылетела не тогда, когда нам хотелось, то навык не включается. Навык не подразумевает автоматического срабатывания на неизвестную ситуацию. Что обычно следует за этим? Ага, эта техника не работает, давай сейчас вот прям тут и сейчас изобретем новую.....

Когда мы хотим участвовать в игровой стрелковой ситуации, имея информацию - как это делать в теории, имея навык - как это делать на практике, понимая взаимосвязь и последовательность действий, мы начинаем действовать ситуативно, вписывая информацию и навык в стрелковую ситуацию, находясь в управляемом нами времени и пространстве. Что называется - быть здесь и сейчас.
Даже при наличии информации и навыка, находясь в состоянии ожидания последствий, мы не управляем игровой стрелковой ситуацией.

Когда мы имеем информацию, имеем навык и намерение участвовать в игровой стрелковой ситуации фактически создавая эту игровую стрелковую ситуацию, мы в полной мере используем весь потенциал информации и навыка, доступный нам на сегодняшний день.

Информация, переведенная в навык для использования в виде конкретного, живого, реального во времени и пространстве действия. В идеале мы как бы действуем чуть быстрее, чем движется в воздухе мишень. Речь не о быстрой стрельбе. Мы как бы думаем действием. Мы не реагируем на действия мишени, мы предвосхищаем действия мишени и упреждаем своими действиями ее действия. Это не значит быть изначально впереди мишени, это значит абсолютно контролировать действия мишени и предвосхищать эти действия. Если хотите, это визуализация действий мишени по ходу ее перемещения в пространстве для собственных упреждающих действий. Только в таком варианте, мы можем контролировать каждый выстрел на стрелковом номере.
Других вариантов использовать информацию и навык и контролировать стрелковую ситуацию нет. Другие варианты не работают, так как другие варианты относятся к категории ожиданий.
А нам нужны контролируемые действия.

Share this post


Link to post

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
Sign in to follow this  

×
×
  • Create New...